Роль личностно-ориентированной системы обучения в повышении интенсивности речевой деятельности учащихся при изучении английского языка

Статья, посвящается опыту реализации новых образовательных стандартов, через формирование личностно-ориентированой образовательной среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Опытом своей работы делится учитель английского языка.

Актуальность

Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения определены группы требований к подготовке выпускников, одну из которых составляют метапредметные результаты.

В основе нового стандарта образования лежит системно-деятельный подход,

который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, этому способствует формирование личностно-ориентированной образовательной среды. Основное назначение иностранного языка, как предметной области школьного обучения видится в овладении учащихся умений общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять, как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), таки опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычного текста, письмо). Формирование коммуникативного потенциала является основной и ведущей целью обучения иностранному языку.

Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам, является методика обучения речевой деятельности учащихся. Наиболее эффективным средством развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно- ориентированный подход, основоположником которого является, И.С. Якиманская, доктор психологических наук, академик РАО. В своих работах, она отмечает, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно ориентированным. Полемизируя с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых, источник развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации». Личностно-ориентированная система обучения ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Цель нашего исследования, показать влияние лично-ориентированной системы обучения на повышения качества речевой деятельности учащихся при обучении английскому языку.

Гипотеза нашего исследования – лично-ориентированный подход в обучении повышает качество образования, в том числе повышает речевую деятельность учащихся, делает процесс обучения творческим, комфортным и увлекательным. Обоснование выбора: современный личностно- ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приемов, позволяющих учитывать личностно - значимый опыт ученика, его интересы, склонности и личные возможности каждого ученика.

Личностно-ориентированный подход в обучении, на наш взгляд, – это создание определенных педагогических установок, обеспечивающих поэтапный прогрессивный личностный рост обучающихся, их предметные и метапредметные умения. Изучение иностранного языка оказывается важным для развития языковых познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка. Оно позволяет расширить его кругозор, познать через язык другую страну, ее народ и культуру.

Очень важно создать на уроке комфортную атмосферу общения и взаимодействия, эмоционально положительный настрой класса на работу. С этой целью, автор создает такие педагогические ситуации, которые способствуют, не только раскрытию своеобразия личности ученика, но направлены на развитие речевой коммуникативной компетентности, включающей коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письму). Так, к примеру, во время приветствия, в начале уроке, автор отказался от привычных фраз “Good morning, students. – Good morning, teacher”, а использует обращение“Goodmorning, LadiesandGentlemen. – Goodmorning, Lady.” Что это дает? Во-первых, подобным обращением учитель показывает свое отношение к ученикам, как к самостоятельным, ответственным личностям, а, во-вторых, создает игровую ситуацию, которая повышает интерес учеников к урокам английского языка.

При обучении диалогической речи, которая формирует коммуникативные навыки, путем прочтения, перевода и заучивания уже готовых диалогов, ученикам предлагается составить собственный диалог, на базе предложенного, и разыграть его со всеми необходимыми атрибутами и реквизитом. Так, при изучении темы «Ветеринарная лечебница» в 5х классах, ученики составили театрализованные, игровые диалоги на примере разговора врача с хозяином питомца, предложенного в учебнике, и разыграли их, принеся с собой мягкие игрушки, в качестве домашних животных, нуждающихся в помощи. Как результат – абсолютно все ученики подготовили домашнее задание и освоили учебные фразы. Подобные социально-ролевые игры развивают интерес к различного видам профессиям, тренируют коммуникативные навыки общения и повышают мотивацию учащихся к обучению.

Создание атмосферы заинтересованности в работе класса - очень важный аспект. Задача учителя – удерживать мотивацию в течение всего урока. В начале урока учитель не просто ставит цель, а пытается согласовывать ее, так чтобы ученик её принял, заинтересовался. Так, открыв новый раздел учебника, ученики сами пытаются спрогнозировать тему, какой материал будет изучаться на уроке, исходя из этого, высказывают свое мнение, что дополнительно им хотелось узнать по данной теме. Если планируется взять новую лексику, то автор предлагает это сделать ученикам самостоятельно. Во время изучения темы: «Животные», ребята с большим удовольствием составили список животных России, выписывали на интерактивной доске слова с транскрипцией, дополняли ответы своих одноклассников. Нужно отметить, что продуктивность такой самостоятельной поисковой работы намного выше, чем ранее, привычная нам презентация слов на доске учителем, когда ребята просто переписывают с доски слова в словарики.

Использование дифференцированных учебных заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала. В полной мере все возможности и особенности детей раскрываются в проектной методике (метод проектов), где воспитательные и развивающие резерв школьной программы по иностранному языку наиболее полно раскрываются, ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, т.е. ее активным инициатором и деятелем.

Например, в 6х классах мы изучаем темы «Телевидение» (где были взяты различные виды телепрограмм и их специфика) и «Знаменитости» (их жизнь и достижения) и разработали практико-ориентированный игровой проект по данной проблеме. Продуктом, которого, явился нестандартный по технологии урок-конференция «Интервью со звездой». Ребята сами определили свои роли, в зависимости от своих возможностей. В итоге у нас получилось две команды: команда журналистов с разных телеканалов, которые, сначала представляли себя и свою программу, а потом задавали вопросы (заранее подготовленные) «Звездам». Ребята, выбравшие роль «Знаменитости», так же дома готовили интересную информацию, прогнозируя какие вопросы им могут задать, опираясь на описание жизни «Звезд», предложенных в учебнике. В итоге получилась живая и очень познавательная беседа – проблемный диалог, потому что ребята выбрали и актеров, и спортсменов, и писателей, и, конечно же, нашего президента. Нужно отметить, что во время подготовки к проекту «Интервью со звездами», учащиесяовладели информацией не только о хобби, основных занятиях и возрасте «Звезд», но и об их достижениях и роли в творческой, спортивной и политической жизни страны, т. е становятся экспертами в этом вопросе. И в конце конференции, команда «Журналистов», подводя итоги, резюмировали информацию, полученную от «Звезд». Таким интересным способом происходит обучение диалогической и монологической речи, ну и, конечно, дает столь важные в наше время коммуникативные навыки. Игра в обучении иностранному языку, не противоречит учебной деятельности, а органично связана с ней. Еще в работе Я.А. Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Использование активных методов обучения, является необходимой составной частью реализации личностно-ориентированного подхода в учебном процессе. Пример вышеуказанных методов позволяет обеспечить удовлетворение познавательных потребностей как «сильных», так и «слабых» учащихся, с учетом их индивидуальной подготовленности, физических и психических свойств, интересов, склонностей. Ценность игры бесспорна для развития ребенка. Игра – это естественная форма обучения.

Выводы:

Наблюдения, интервью, беседы с учащимися и с родителями, анализ анкет, а так же результаты проведенных мониторингов качества сформированных речевых умений в 2015 году в 5-х экспериментальных классах, в которых проводилось исследование, и применялись выше изложенные технологии, показали более высокие результаты, чем в контрольных 5х классах, где такие технологии использовались менее эффективно. Это говорит о важности использования личностно-ориентированной системы в образовательном процессе.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении на уроке английского языка осуществляется через:

1.Опору на субъектный опыт; (раскрытие содержания индивидуального опыта учеников и согласование его с задачами урока)

2.Знание психофизиологических особенностей обучаемых; (избирательность в подходе к ученикам, при работе с учебным материалом)

3.Равноправные партнерские отношения; (учитель координатор, организатор самостоятельной работы класса)


  1. Создание педагогической ситуации общения: технология сотрудничества. (В создании разнообразных учебных ситуации, в которых ученик мог бы себя проявить, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Применяя технологию сотрудничества, даже «слабый ученик» будет принимать активное участие в общении со сверстниками, зная, что он получит от них поддержку.)
  2. Рефлексия в конце урока. Постоянное проведение рефлексии, дает возможность ученикам самостоятельно научиться ставить цель урока, видеть то, что нового они узнали, как меняется их представление об этом предмете, умение давать самооценку, творчески проявлять себя на уроках.
  3. Дифференцированное оценивание. (При опросе на уроке анализировать не только правильность или неправильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность).
  4. Вариативность домашнего задания. При задании на дом необходимо называть не только содержание и объем, но и давать рекомендации по организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.


Замечательному немецкому педагогу, ученому Дистервенгу, принадлежат много афоризмов, которые звучат актуально, несмотря на то, что были написаны в начале 19 века: «настоящий учитель показывает своему ученику не готовые здания, на которые положены тысячелетия труда, а ведет его к разработке строительного материала и возводит здания с ним вместе. Учит его строительству». «Плохой учитель преподает истину, хороший – учит ее находить». И этого хочется пожелать всем коллегам.




Литература:


  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.:ИНТОР, 1996.
  2. Дюзина Е.В.Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.- М.: Вако, 2001.
  3. Ефанова З.А. Нестандартные уроки английского языка.- Волгоград: Корифей, 2006.
  4. Коменский Я.А., Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989г.
  5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб: Каро, Мн.: «Четыре четверти», 2006.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: АРКТИ, 2003.
  7. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979.